
Самое масштабное в его истории обновление — и по объему инвестиций, и по номенклатуре оборудования — позволит ведущему отечественному производителю значительно расширить технологический потенциал и обеспечить партнеров из Беларуси и России востребованной импортозамещающей продукцией.
Инвестпроект финиширует в 2025 году, но уже сейчас можно судить о проделанной работе. Надо сказать, что процесс модернизации на предприятии не останавливается, но на этот раз объем инвестиций в разы превосходит суммы вложений за прошлые годы. Почти две трети общего финансирования проекта — это собственные средства предприятия. За два года приобретено более 40 единиц современного автоматизированного технологического оборудования сразу на несколько производственных участков. И это не считая обновления самих цехов, что значительно улучшило условия труда заводчан.

Индивидуальный проект
Например, парк оборудования заготовительного цеха пополнил автомат лазерной резки. По словам начальника технического управления завода Игоря Тимощенко, автомат дает возможность непосредственно из листовой заготовки получать конечную деталь, исключая несколько промежуточных штамповочных операций. Другой пример: внедрение автомата продольного точения позволило сконцентрировать выпуск определенных деталей в одном месте, заместив сразу несколько видов оборудования. Модернизационный эффект, что называется, можно пощупать: уменьшение трудозатрат ведет к снижению себестоимости продукции и повышению ее качества, параллельно наращивается производительность.
В 2024 году акцент сделан на обновлении и автоматизации цеха гальванопокрытий, который занимает целый этаж в одном из производственных корпусов. Прежде чем подступиться к преобразованиям, пожалуй, самого трудоемкого технологического процесса, изучили международный опыт. Разработан индивидуальный проект с учетом того, что компетенции в гальванике ВЗЭПа востребованы многими предприятиями Витебска. В результате под занавес 2024-го введены в эксплуатацию две автоматизированные гальванические линии. Они позволяют повысить качество наносимых гальванопокрытий за счет автоматизированного контроля технологического процесса и сведения к минимуму участия человека в нем, а также снизить затраты и повысить производительность.
Замещение для автопрома
Новые технические и технологические возможности завод уже успешно конвертирует в разработанную линейку инноваций. Многие из них освоены в производстве и эффективно решают задачи импортозамещения на конвейерах машиностроителей Союзного государства.
В числе показательных примеров таких электронных компонентов — щиток приборов для ОАО «МАЗ». Новая модель имеет современный дизайн, обладает высокими эргономическими свойствами и показателями надежности. Применение в разработке современной элементной базы и микрокомпьютера существенно расширяют ее функциональные возможности. В результате сегодня витебский завод выступает единственным поставщиком этого вида оборудования для нужд ОАО «МАЗ». Разработка позволяет ВЗЭПу успешно сотрудничать в этой нише и с другими автопроизводителями.

Предприятие активно участвует в программах Союзного государства. Сейчас в таком формате ведется разработка системы контроля расхода топлива. Она состоит из трех изделий: щиток с индивидуальным программным обеспечением для контроля расхода топлива и два датчика — скорости и уровня топлива. Система дает возможность контролировать, в том числе онлайн, расход топлива в определенный период времени, что повышает эффективность использования ресурсов и предотвращает их хищение, отметил Игорь Тимощенко.
Уже созданы опытные образцы, которые проходят испытания. Потенциальные потребители инновационного изделия — ОАО «МАЗ» и другие производители автомобильной техники. Параллельно специалисты завода занимаются продвижением новинки. Расширению рынков сбыта разработки способствует и ее универсальность: система не требует внешней поддержки программного обеспечения, а входящие в нее компоненты способны работать по отдельности в автономном режиме.
В перечне новинок немало других изделий — менее заметных, но не менее востребованных потребителями, а также значимых для предприятия с точки зрения экономики. Например, так называемый блок дверей — говоря по-простому, электрический механизм, закрывающий и открывающий окна в автомобиле. Это новая разработка ВЗЭПа поставляется на МАЗ. Для Минского тракторного завода витебский производитель разработал инновационное изделие — датчик объема топлива, в результате существенно расширил его выпуск для нужд тракторостроителей. Это уже не обыкновенный поплавок, а изделие сложной конфигурации, которое учитывает геометрическую форму бака, способно считывать объем и остаток топлива, другие параметры, необходимые для расчета и выдачи рекомендаций по экономичным режимам работы.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.
Источник: Газета «Витьбичи».